После грехопадения в раю, нашим прародителям было заповедано приносить жертвоприношения животных. Первое такое приношение описано в истории об Авеле и Каине. Эти кровавые жертвы были прообразом жертвы Спасителя на кресте, после которой христиане приносят жертву бескровную — Самого Христа. Об этом Сам Иисус Христос заповедал на Тайной вечере: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание» (1-е Коринфянам 11:23-25). И все христиане творили это «преломление хлеба», как в первое время называлась Евхаристия, во время всех своих общих собраний. Для совершения этого священнодействия необходимо красное виноградное вино и квасный хлеб, которые в первые века христиане приносили на богослужения из дома. В последствии, приготовлением хлеба для литургии стали заниматься специальные люди — просфорники (сам хлеб стали называть просфорой: от греч. προσφωρά — приношение). Сами просфоры стали делать из двух частей, что символизирует две природы во Христе: Божественную и человеческую, и наносить сверху изображение креста. Во время совершения литургии, священник вынимает из просфор частицы, поминая каждого человека, за которого приносится жертва. Эти частицы складываются на специальной тарелочке — дискосе и во время освящения Святых Даров, они становятся Телом Христовым и приносятся Самому же Христу в жертву. Эти частицы и участвуют в жертвоприношении, а сами просфоры являются остатками от нашей жертвы и освящаются молитвами на приготовление Святых Даров. В ветхозаветное время, вкушать остатки от жертвоприношения могли только священники и иногда левиты, потому что это — великая святыня: «Все потомки Аароновы мужеского пола могут (то есть ветхозаветные священники) есть её. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Всё, прикасающееся к ним, освятится» (Левит 6:18). Но в новозаветное время всё изменилось и людям стало доступно то, что не было доступно в древности, потому что каждый христианин в таинстве Миропомазания получает благодать Святого Духа и становится священником Бога Вышнего, как об этом и говорит апостол Петр: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Поэтому, остатки от жертвоприношения теперь раздаются всем верующим и надо очень благоговейно относиться к этому освящённому хлебу. Крошить просфоры на пол, давать их неверным, или животным — есть святотатство, поэтому надо с осторожностью давать просфоры детям, заботясь о том, чтобы они не роняли крошек, не баловались и не игрались просфорами. Лучше давать им такой кусок просфоры, какой ребенок сможет съесть сразу, Печать в виде креста на верхней части просфоры Преображенский храм в с. Крымское Одинцовского благочиния Московской епархии помня, что даже малая крошка просфоры содержит всю благодать, которая в освященном хлебе содержится. Поэтому не стоит гнаться за количеством употреблённой святыни, ведь польза от причащения святыни зависит не от её количества, а от благоговения и веры принявшего. По сложившейся традиции, в Русской Православной Церкви, различные частицы вынимаются из разных просфор, но надо помнить, что так сделано для удобства священнослужителей — так удобнее заготавливать Святые Дары, но все эти просфоры — один святой хлеб, и нет никакого различия между ними. Например, во многих Поместных Восточных Церквях все частицы вынимаются из одной большой просфоры и у них нет малых просфор для раздачи народу, а после литургии обрезки этой большой просфоры (эти остатки называются антидор) измельчаются и раздаются прихожанам. Получается, что в Русской Церкви это разделение сделано заранее в виде отдельных небольших хлебов — просфор. В последованиях суточного круга богослужений есть «Чин о Панагии» (так называют Пресвятую Богородицу в Греции) — это традиция раздачи Богородичной просфоры братии во многих монастырях. Этот чин совершается после литургии, в конце братской трапезы. Наличие такого последования говорит о том, как благоговейно относились к принятию святыни авторы богослужебных текстов и богослужебного устава, и является для нас примером такого отношения. Сам факт того, что чин совершается после трапезы, говорит о том, что принятие просфоры натощак — ещё одна благочестивая традиция (а не правило), призванная закрепить в нас благоговейное отношение к просфоре. При большом количестве записок, допускается изъятие частиц из просфор накануне литургии. Это происходит на вечернем богослужении, поэтому, в некоторых храмах, просфоры могут раздаваться уже вечером и утром до начала литургии. Если человек собирается причащаться на литургии, то следует воздержаться утром от принятия не только пищи и воды, но и просфоры, а вкушать все святыни уже после Причастия, потому что больше него нет никаких святынь в Церкви. При хранении просфор дома нельзя допускать их порчи: заплесневения, падения на пол, или в грязные места, ползания по ним насекомых. Если хочется сохранить просфору для регулярного употребления каждый день, то лучше её разрезать на небольшие части и аккуратно подсушить, следя за тем, чтоб просфора не пылилась, не плесневела и не была доступна мухам и иным насекомым. Высушенные просфоры хранятся намного дольше и не портятся, если влажность воздуха невысокая. Хранят, в основном, так называемые, служебные просфоры и антидор. Слово «антидор» переводится «вместодарье» — это остатки от главной просфоры — Агничной, из которой вырезается часть для причащения священнослужителей и верующих. Отсюда пошла молва, что антидор может заменить Причастие, когда нет возможности быть на литургии. Но Причастие заменить ничем нельзя, потому что это — Тело Христово, а антидор — всего лишь освящённый хлеб, остаток от жертвоприношения, хотя и большая святыня.